Как-то раз, уже проживая в Израиле, во время чтения псалмов мое внимание привлёк следующий стих:
«Потому возрадовалось сердце мое, и поднялась слава моя и также плоть моя будет прибывать в спокойствии». (16:9)
У меня возникло предположение: а что, если это не перечисление трех различных вещей, а описание последовательности? Два термина из трех в этом предложении мне знакомы. «Сердце мое» явно символизирует эмоции, а «возрадовалось» не оставляет никаких сомнений в этом.
Также очевидно, что « плоть моя» — символ физического тела, организма. Мне не знаком термин «слава моя». Что значит, что она поднялась? Если здесь речь идет о росте уважения ко мне в глазах окружающих, то неужели для этого достаточно лишь хорошего настроения? И неужели состояние моего организма так сильно зависит от уважения ко мне?
Попробуем для решения нашей задачи наложить анализируемое нами предложение из псалма на аналогичную часть психосоматической цепочки.
Сердце мое Слава моя Плоть моя
Эмоция Энергия Тело
Тогда мы получаем соответствие «Слава моя» и «Энергия», а смысл фразы «и поднялась слава моя» — «я почувствовал прилив сил» . Подробнее о связи слова «Кавод» с энергией в человеке читайте в кн. « Тикун а-Брит», раздел « Комплексный подход царя Давида» , а сейчас я поделюсь с вами впечатлением от одного из посещений музея « Яд ва-Шем».
Это было примерно в 1997 – 1998 году, задолго до большой реконструкции музея. Один зал был построен только из фотографий. Начинался он с фотографий издевательств молодых нацистов над подловленными на улицах немецких городов одинокими евреями, потом фото массовых уничтожений во время войны. Экспозиция заканчивалась большой фотографией колонны немецких военнопленных, которую охраняли несколько солдат в английской форме с шестиконечными звездами на рукавах и с винтовками в руках.
Стоя возле этой фотографии я подумал, что обвинение некоторых европейских интеллектуалов евреям «что сами шли, как скот на бойню, что могли сами толпой пойти на своих убийц и, тогда погибли бы единицы, а остальные спаслись бы», я могу сейчас адресовать этим пленным немецким солдатам. Что им мешало пойти толпой на этих несколько еврейских ребят с ружьями (даже не с автоматами) в руках? Ну, скольких можно застрелить из ружья из идущей на тебя толпы?
Но тогда возникает другой вопрос: что изменилось в этих солдатах, которые недавно почетным маршем прошли по всей Европе, а сейчас сами, как овцы, подчиняющиеся командам нескольких еврейских пастухов? Я для себя ответил так: то, что в них изменилось – это их внутреннее состояние, именно то, что описывает слово «Кавод».
В 30-ых – начале 40-ых годах ХХ века это внутреннее ощущение подъема принесло им волну легких побед, в конце войны в них самих уже всё внутри опустилось. У евреев было наоборот. Эти ощущения чисто энергетические и напрямую зависящие от эмоционального состояния ( см. психосоматическую цепочку).
Но вернемся к стиху из псалма. Слово «Потому», с которого он начинается, явно связывает его с предыдущим текстом. Там царь Давид обращает к Б-гу свои мысли. Общее настроение их очень позитивно. Хочется выделить следующий стих: «Благодатная участь выпала мне, мой удел хорош для меня» (16: 6).
Учитывая объективно тяжелую жизнь царя Давида очевидно, что мы здесь явно сталкиваемся с позитивным нарративом (narrative ) . Если мы сформулируем это коротко как МЫСЛЬ, то получаем психосоматическую цепочку в целом и позитивном виде.
Я не берусь утверждать, что сам царь Давид осозновал сказанное собой именно в такой форме, (хотя, конечно, хочется приписать это великому человеку), но я верю, что сказанное ба Руах а-Кодеш несёт в себе Б-жественную Мудрость вне зависимости от того, понимал ли сказавший абсолютно все грани сказанного им.
Ещё очевидно, что по Воле Б-га эти слова переведены почти на все языки мира и доступны любому человеку на земле. Скорее всего, этот псалом является самым древним текстом на Земле, в котором целиком сформулирована психосоматическая цепочка. Для сомневающихся приведу несколько цифр: Лао-Цзы, первым изложивший учение о Дао, жил в 579 – 499 гг до н.э. , Гиппократ 460 – 370 гг до н.э. , а царь Давид уже в 868 г до н.э. захватывает Иерусалим.
*Надо отметить, что в ТаНаХе есть и другие слова, описывающие внутреннее состояние силы человека. Одним из наиболее ярких примеров может служить игра слов с корнем חיל. Когда это читается как «хаиль», это говорит об ощущении прилива сил, мощи, внутреннем подъёме, как в «אנשי חיל», «אשת חיל» и т.п. В других случаях это читается как «хиль» и описывает ощущение трепета, страха, уязвимости, когда всё внутри опустилось. Пример: «трепет ( חיל) объял жителей Плашет». ( Шмот, 15:14)