Другое название: Не болеть, когда надо
Ж. Ж. Руссо сказал:
Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем оно сильнее, тем больше повинуется
Во многом я согласен, но при этом я встречал много людей, не обладающих крепким здоровьем, у которых в самые трудные периоды жизни не возникало даже простуды. Подобное можно встретить в окружающей нас действительности. Например, женщина, оставшись одна с ребенком после развода или смерти мужа «не может позволить себе заболеть» и не болеет. Ребенок болеет, а она нет.
В Торе я нашел подтверждение этой идеи в последнем споре Яакова с Лаваном. Лаван со своими людьми семь дней гнался за Яаковом, который, по слову Б -га, со всей своей семьей возвращается на родную землю. Лаван пришел с обвинениями и учинил обыск, который не принес результатов. И тогда вспылил Яаков. Он высказывает в лицо Лавану все, чего он натерпелся в его доме за все 20 лет. Яаков говорит, как он честно работал на Лавана, хотя ему было и не легко:
Двадцать лет этих я у тебя: овцы твои и козы твои ( плоды ) не теряли, и овнов скота твоего я не ел. Растерзанное не приносил я тебе, а возмещал это, с меня ты взыскивал, похищенное днем и похищенное ночью. Мне было: днем изнурял меня зной, а изморозь ночью, и бежал мой сон от моих глаз.
(Бр. 31:38 – 40)
Здесь бы самое время Яакову сказать, что Лаван требовал с него выполнения плана, даже когда он лежал больной, но он этого не говорит. Может быть, Лаван честно выполнял трудовое законодательство, выплачивая Яакову отпускные и больничные? Но, тогда Лаван не стал бы молчать и обязательно использовал бы этот аргумент в споре с Яаковом. Похоже, что правда заключается в том, что в течении 20 лет праотец Яаков не был ни в отпуске, ни на больничном. Яаков 20 лет не болел, несмотря на тяжелые погодные условия «днем изнурял меня зной, а изморозь ночью», несмотря на тяжелое моральное состояние «бежал мой сон от моих глаз» ( о психосоматике бессонницы мы уже говорили выше ), несмотря на то, что праотец Яаков не славился крепким здоровьем. Он не болел, потому что запретил себе болеть. Не словами, а скорее на уровне ощущения.
Похожую историю я слышал от своего учителя рава Ицхака Зильбера (זצ»ל). Он как -то раз сказал: «Странное дело: за все время в лагере я ни разу не заболел (а ведь приходилось на тридцатиградусном морозе, в одном пиджаке носить воду, которая выплескивалась из ведер на руки), а как только вернулся домой – тут же заболел». Рав Ицхак, как и праотец Яаков, тоже не отличался крепким здоровьем, но, когда надо — не болел.
Можно ли из всего вышесказанного сделать вывод, что достаточно дать себе установку не болеть, и всю жизнь можно прожить здоровым, несмотря ни на что? Конечно, нет. Периоды жизни, когда моральным приказом человек запрещает себе болеть, истощают силы организма, и это сказывается сразу как заканчивается стрессовая ситуация.
Так, праотец Яаков после тех событий быстро состарился и ко встрече с фараоном он уже выглядел гораздо старше своего возраста. Он сам про себя скажет:
Немноги и злополучны были дни жизни моей и не достигли годов жизни отцов моих во все дни их.
( Бр. 47:9 )
Те, кто вынуждены в течении продолжительного времени «держать себя в руках», должны понимать, что болезнь, наступившая сразу после стрессовой ситуации, нужна организму для восстановления иссякших сил. Как надо уметь запретить себе болеть, так надо и уметь разрешить себе поболеть. В подобных случаях болезнь является для организма лишь легитимным способом получить заслуженный отдых. Тот, кто не станет искусственно поддерживать себя в тонусе и сразу даст отдых своему организму, может и не заболеть.
Примером того, как человек не умеет прислушиваться к своему организму служит гипертензия (повышение АД ) . Я сейчас говорю не столько о гипертонии как болезни, а о том, с чего она начинается. А начинается она с чувства ответственности. Ответственности за семью, за свой участок работы и т. д. Когда накапливается физическая усталость, а ситуация не позволяет расслабиться, организм повышает сосудистое давление, чтобы человек мог оставаться в форме. В естественном состоянии тонус кровеносных сосудов динамично меняется, а в этом состоянии сосуды оказываются искусственно сжатыми по приказу от головы.
Соответственно, и вернуться к нормальному состоянию можно только после внутреннего приказа о снятии напряжения и отдыха для восстановления забранных у организма сил. Если длительное время это не происходит, то давление все больше и больше повышается, что приводит уже к гипертонии как болезни со всеми известными ее последствиями.
Известно множество случаев, когда человек запрещает себе на некоторое время не только заболеть, но даже и умереть. Кто — то хочет дожить до свадьбы любимой внучки, а кто — то увидеть выход в свет своей книги, и т.п. Всегда это говорит о силе духа. Но, если человек стремиться к по-настоящему духовной жизни, то он должен с большим вниманием относиться к своему организму.