Начну с конца, а именно с вывода, к которому я пришел: депрессия, столь массово распространившаяся в цивилизованных странах, является порождением плюрализма. Чтобы не вызвать на себя волну неконструктивной критики, сразу оговорюсь: для тех, кто видит качественное (подчеркиваю) различие между клинической депрессией, spleen, и плохим настроением, то я говорю не о «клинической», а о той, которая получила наибольшее распространение.
Плюрализм (лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания
(Словарь иностранных слов, стр. 365)
Плюрализм требует от человека признания права на жизнь таких мыслей и мнений, с которыми он не согласен. Когда плюрализм овладел сознанием масс и с общественно-политического уровня добрался до внутреннего мира человека, он сделал возможной следующую логику: «Что-то у меня с утра апатия, плохое настроение, ничего не хочется делать и т.п. Возможно, это состояние мне тоже для чего-то нужно. Возможно, в этом есть какой-то смысл. Наверно, стоит разрешить себе побыть немного в этом состоянии, а когда оно пройдет, я снова вернусь к активной жизни».
В тот момент, когда депрессия была признана болезнью, на нее распространилось отношение как к воспалительным заболеваниям: отлежишься, — и само пройдет. А это в корне неверно.
- Во-первых, правило «отлежись, — и само пройдет» не работает в большом списке терапевтических или хирургических болезней. Я не слышал, чтобы так лечили язву или аппендицит.
- Во-вторых, тут использовано неправильное сравнение с организмом. В случае болезней тела правило «отлежись, — и само пройдет» рассчитано на саногенез (процессы саморегуляции в организме). В таком случае надо дать организму покой, чтобы он все силы бросил на борьбу с болезнью.
Приведу другие сравнения. «Плохое настроение», как я понимаю Тору, относится к категории Тумы (душевной грязи), а значит может быть сравнимо с нечистотой тела. Если человек потный и грязный, или хочет в туалет, попробуйте предложить ему отлежаться. Правда, абсурдно?
Другое сравнение: Человек упал. Какова естественная реакция любого живого существа? Сразу встать! (Более правильно сначала проверить себя на предмет возможности встать.) Потом уже анализировать, что послужило причиной падения. Не абсурдно ли звучит логика: «Если я оказался в этой яме, грязи и т.п., значит, наверное, здесь мое место. Это то, чего я сейчас заслуживаю. Полежу-ка здесь какое-то время».
Как случилось, что реакция одного и тоже человека на физическое и духовное падение может так сильно отличаться? Ответ простой: до уровня физического в человеке плюрализм не добрался, там сохранились естественные природные настройки.
Конечно, в жизни каждого человека случаются моменты отчаяния, горя и безысходности. Вопрос, что в таком состоянии более правильно: дать волю чувствам или из последних сил попытаться встать?
Мне кажется наиболее поучительным примером служит наш царь Давид. Достаточно вспомнить годы, когда царь Шауль охотился на Давида: город Нов был уничтожен только лишь за то, что дали там ему хлеба (Шмуэль I,гл.21), в какой-то момент Давид вынужден ради спасения своей жизни притвориться сумасшедшим (там же), при этом дважды (Шмуэль I, гл.24 и гл.26) он не поднимает руки своей убить Шауля. И после всего этого: «И сказал Давид в сердце своём: возможно, что погибну я когда-нибудь от руки Шауля…» — его захлёстывает отчаяние, но уже второй частью фразы он берёт себя в руки: «…нет для меня лучшего, как спастись бегством в землю Плиштимскую; и потеряет Шауль надежду найти меня во всех пределах Израильских, и спасусь я от руки его.» (Шмуэль I, 27:1)
Очень тяжело читать страницы описания бунта Авшалома против своего отца (Шмуэль II, гл.15-19), но два момента особо показательны: быстрая и трезвая оценка Давидом ситуации (Шмуэль II, 15:13-14) и горе по поводу гибели Авшалома, которое царь должен преодолеть ради преданных ему людей (Шмуэль II, 19:1-9).
В этой статье нет возможности даже просто перечислить все тяжёлые ситуации, из которых царь Давид находит силы выйти и выйти победителем. Даже когда он уже стар и немощен и не может согреться на ложе своём, но как только узнаёт, что Адонияhу уже провозгласил себя царём ещё при живом отце, зовёт к себе Бат Шеву и назначает на царство ещё очень юного Шломо вместо себя (Млахим I, гл.1). Не опустить руки, не впасть в депрессию царю Давиду каждый раз помогает его сильная вера в помощь Творца (см. Псалмы 6, 41 и др.), но это не надежда что «Б-г спасёт», а вера в то, что если своих сил не хватит чтобы подняться, то Б-г добавит недостающие.
В этом один из главных принципов Торы: человек должен делать по максимуму что в его силах, и лишь после этого может надеяться на помощь извне. Тора дважды (Шмот, 23:5 и Дварим, 22:4) говорит о заповеди помочь другому в решении его проблемы и дважды подчёркивает «вместе с ним», то есть, если он лежит и говорит: «Мне плохо» или кричит: «Сделайте-же что-нибудь!», ожидая что другие решат его проблему, не очевидно, что так правильно поступать. Ведь, если по-настоящему любить человека («как самого себя»), значит вселить в него веру в то, что он тоже может стать сильным и преодолеть, даже поначалу нуждаясь в поддержке.
А начинается всё с малого: утром проснулись, у вас плохое настроение и вам ничего не хочется, — прочтите «Благословение души» (есть в каждом молитвеннике), которое поможет вам собрать воедино здоровые силы души, встать и победить.
P. S. После того, как эта статья уже была опубликована, я нашёл следующую русскую пословицу:
Поддайся одной боли да сляг – и другую наживёшь