Родительские программы евреев, христианских и мусульманских народов
Как мы уже говорили выше, родительская программа – это повторение на воспитываемых тобой детях отношения, полученного в детстве от воспитавших тебя родителей. Очевидно, что «воспитавших» не всегда совпадает с «родивших», так как наследование семейных программ относится к приобретенным навыкам, а не к врожденным. Правильность этого легко заметить, наблюдая и за конкретными семьями и за целыми народами, принявшими христианство и ислам, и соответственно унаследовавшими родительские программы от Эсава и Ишмаэля соответственно.
Как и раньше, начнем с Ишмаэля.
Родительская программа мусульманских народов
אבות | בנים |
---|---|
1. Аврааму Б-г сказал, — и он без объяснений отправляет из дому Агарь с Ишмаэлем (Бр. 21:11-14) , полагаясь на слово Б-га, что этот сын тоже станет прародителем народа | 1. Мужчина идет за духовным авторитетом. Вера выше ответственности отца за судьбу ребенка |
2. Мать оставила умирать (Бр. 21:15-16) , не умерла от горя, не бегала по пустыне в поисках спасения, не вскрыла себе вены, чтобы напоить сына своей кровью | 2. Женщины плачут на расстоянии, принимают судьбу ребенка как должное, не принимают героических усилий ради его спасения |
3. Агарь взяла ему жену из Египта | 3. Мама научит жену знать свое место |
4. Ишмаэль сопровождает Авраама и Ицхака на Акеду (РаШИ на Бр. 22:3), хоронили Авраама Ицхак и Ишмаэль (Бр. 25:9) | 4. Сын наложницы, повзрослев, знает свое место |
Родительская программа Ицхака складывалась из следующего:
Общее в родительских программах христианских народов и евреев
אבות | בנים |
---|---|
Сара умирает от мысли об Акеде (Языком мидраша это звучит так: Сатан показал Саре лежащего на жертвеннике связанного Ицхака и Авраама с занесенным над ним ножом); Авраам подписывает мирный договор с Авимелехом, отказываясь от части земли, обещанной Б-гом только ради спокойной жизни Ицхака (см. комм. РаШБА). Этим Авраам показывает, что жизнь Ицхака ему дороже всего и потому Б-г его испытывает именно на готовность принести Ицхака в жертву | 1. Ребенок – самое ценное, что есть в жизни родителей |
2. Ицхак осознанно идет на Акеду с Авраамом (Бр. 22:7-8) | 2. Полное доверие родителям. Родители никогда не предадут. |
3. После смерти Сары навещает Агарь, (Брешит Раба, 60; РаШИ на Бр. 24:62) | 3. Чувство родства |
4. Авраам посылает взять Ривку в жены для Ицхака | 4. Жизненная мудрость отца помогает сыну в достижении семейного счастья |
Как мы видим, у современных евреев и христиан можно наблюдать общие черты, характерные для родительской программы Ицхака, и резкое отличие от программы Ишмаэля. А сейчас увидим, как судьба Эсава внесет еще некоторые характерные черты в программу его потомков.
Отличительные черты родительской программы христианских народов
אבות | בנים |
---|---|
1. Эсав охотник, драчун и воин, сын Ицхака, добровольно возложенного на жертвенник | 1. Воинственные народы Европы выбрали религию поклонения жертвенности и непорочности |
2. Когда Ицхак с семьей спускается в Грар во время голода (Бр. 26), Эсаву не меньше 15 лет. Он видит слабость отца перед царем и жителями Грара | 2. Сознательный выбор быть сильным. Силе уделяется большое значение |
3. Ицхак любил есть добычу Эсава и благоволил ему. Эсав одевал лучшие одежды, обслуживая отца | 3. Отец гордится достижениями сына. Сын чувствует поддержку отца. Важность почитания родителей |
4. Ривка помогает Яакову и лишает Эсава отцовского благословения | 4. Отношение к женщине как к источнику греха и интриг |
Да, с ослаблением позиций христианства в среде европейских народов некоторые характерные черты родительской программы Эсава ослабли (что-то к лучшему, а что-то – нет) , но все еще хорошо просматриваются. Даже если отношение к женщине в XX веке значительно улучшилось, в сокровищницу мирового (а точнее европейского) искусства навсегда вошли из всех сюжетов ТаНаХа именно сцены Самсона и Далилы, Яэль и Сисры, Йосефа и жены Потифара.
Теперь рассмотрим родительскую программу Яакова.
Отличительные черты родительской программы евреев
אבות | בנים |
---|---|
1. Дедушка (Авраам умирает, когда Эсаву и Яакову по 15 лет) – патриарх, отец – святой, мать – деловая женщина | 1. Зхут авот[1] – важный элемент самоощущения |
2. Ривка проявляла больше любви и заботы к Яакову, чем к Эсаву. | 2. Эмоциональная близость с мамой, особенно в детстве. «Маменькин сыночек» |
3. Яаков видит, что отец любит добычу Эсава, но пытается завоевать любовь Ицхака праведностью. | 3. Дети – ангелочки, родители боятся за их неспособность выжить в жестоком мире |
4. Ицхак и Ривка посылают Яакова в Падан-Арам жениться ( Бр. 27:46-28:5 ) | 4. Родители говорят, что пора жениться и надеются на продолжение рода |
Как мы видим, на уровне Эсава и Яакова родительские программы начинают сильно разниться .
Я понимаю, что затронув семейные программы евреев, христиан и мусульман, провоцирую обвинения в предвзятости, а может даже во враждебности к другим религиям. Б-г свидетель того, что мною двигал лишь поиск Истины, а Истина не всегда выглядит политкорректно. Семейные программы работают и рассмотрение их на праотцах трех религий помогает увидеть, насколько они живучи. Эти модели помогают лучше понять себя и более осознанно строить свое счастье.
זכות אבות– букв. заслуги отцов, термин, означающий благоволение Вс-вышнего к потомкам за заслуги их предков.