Ненависть является одной из наидревнейших болезней человечества
Ключ к пониманию этого феномена был открыт не в академических условиях, а в нечеловеческих условиях сталинских лагерей. Автор открытия – Юлий Марголин (1900 – 1971) , польский еврей, философ, выехавший в Эрец Исраэль в 1936 году и застигнутый войной в Польше, куда он в 1939 году поехал по делам. Человек из свободного (тоже относительно) мира был сделан рабом советского трудового лагеря и окунут в атмосферу всеобщей ненависти. Честный, не предвзятый анализ собственного «расчеловечивания» и философско-психологического осмысления окружающей реальности спасли его психику, а Б-г помог ему выжить и вернуться на родную землю. Великие Б-жественные истины не всегда открываются в радости пророчества, иногда это приходит при погружении на дно человеческого горя. Вот одна из них:
Человек ненавидит. Значит какая-то слабость в нем выравнивается ненавистью, есть в нем органическое неблагополучие. Наличие неполноты, дефекта, несчастья может остаться в пределах его личного самоощущения, но может и распространиться на всю окружающую социальную среду и передаться другим людям. Существуют раненые народы, уязвленные классы, готовые превратиться в рассадники коллективной ненависти.
Существуют жизненные ситуации, когда люди, группы, общества не умеют и не хотят смотреть в лицо правде.
Молодой Гитлер сделал в Вене открытие, что евреи виноваты в том, что он и весь немецкий народ не имеют того места под солнцем, которое им принадлежит. Это нелепо, но неоспоримо то, что этот человек исходил из какого-то чувства боли, он был глубоко уязвлен. Если бы он хотел правды, он бы нашел действительные причины, но правда для него была слишком нелестна, не по плечу. Поэтому он стал искать виновных вне себя. Тут начинает действовать механизм ненависти. Действительная боль превращается в воображаемую обиду.
Ю. Марголин «Путешествие в страну ЗЭКа»* т. 2, стр. 125
В каждой ненависти, перетолковывающей боль в обиду, создается «перенесение» / «Übertragung» / , говоря языком современного психоанализа. Очаг болезни – внутри, но мы переносим его во вне. Другие виноваты в том, что нам плохо,что не удаются наши планы и терпят крушение наши надежды. Этим создается выход, облегчение, но только – мнимое. Ненависть получает адрес – фальшивый.
Там же, стр. 126
Тора описывает Каина как изобретателя патента ненависти. Давайте всмотримся в текст:
И стал Эвель пастухом овец, а Каин обрабатывал землю. И было в конце дней, и принес Каин из плода земли приношение Б-гу. И Эвель принес тоже из первенцев овец своих и из жирных. И принял с желанием Б-г Эвеля и приношение его. А Каина и приношение его не принял; и стало досадно Каину очень и поникло лицо его.
(Бр. 4:2-5)
Два брата работали и в конце сезона каждый принес свое приношение Б-гу, и Каин даже принес первым. И вдруг Б-г не принимает не только приношение Каина, но и его самого, как сказано: «А Каина и приношения его не принял». Почему? Что не так? Объяснения Б-га мало что ему объясняют:
Ведь если станешь лучше – поднимешься, а если не станешь лучше – у входа грех лежит, и к тебе влечение его, и ты будешь править им.
(Бр. 4:7)
Что значит стать лучше? Как стать лучше? На сколько надо стать лучше? Какая гарантия того, что в результате моих усилий будет другой результат? Почему от меня сейчас требуется «пойди туда, не знаю куда; сделай то, не знаю что», чтобы достичь того, что Эвелю досталось без дополнительных усилий?
Стоп! Здесь легко скатиться на зависть. Да, действительно, зависть и ненависть часто идут вместе. Но зависть рождается со взгляда на другого: я хочу как у него (эта зависть , толкающая человека к активным действиям по достижению подобного тому, что есть у другого, стала двигателем прогресса) или я хочу то, что у него (запрещенная Торой зависть, приводящая к попыткам завладеть чужим). Ненависть рождается из внутренней боли за свое несовершенство. В такой ситуации легче забыться, продолжать жить, как раньше, и хорошо бы, чтобы ничего не напоминало о необходимости стать лучше. Лучше, чтобы Эвель вообще не попадался на глаза, потому что одним своим видом он напоминает мне о моей боли. Уже просто спокойно разговаривать с ним невозможно:
И сказал Каин Эвелю, брату своему… И было, будучи в поле, и встал Каин на Эвеля, брата своего и убил его.
(Бр. 4:8)
Что значит стать лучше? Как стать лучше? На сколько надо стать лучше? Какая гарантия того, что в результате моих усилий будет другой результат? Почему от меня сейчас требуется «пойди туда, не знаю куда; сделай то, не знаю что», чтобы достичь того, что Эвелю досталось без дополнительных усилий?
Стоп! Здесь легко скатиться на зависть. Да, действительно, зависть и ненависть часто идут вместе. Но зависть рождается со взгляда на другого: я хочу как у него (эта зависть , толкающая человека к активным действиям по достижению подобного тому, что есть у другого, стала двигателем прогресса) или я хочу то, что у него (запрещенная Торой зависть, приводящая к попыткам завладеть чужим). Ненависть рождается из внутренней боли за свое несовершенство. В такой ситуации легче забыться, продолжать жить, как раньше, и хорошоф
Вопрос: что мог сделать Эвель, чтобы Каин перестал его ненавидеть? Этот вопрос также наивен как и вопрос «Какие лекарства должен принимать доктор, чтобы пациент выздоровел?»
Ненависть – эта грязь души ненавидящего и справиться с ней может только он сам. История вообще и история еврейского народа в частности знает много неудачных попыток ненавидимых избавиться от ненависти к себе. Среди них и попытки «быть лучше и чище», и «быть как все», и даже «признание моей исторической вины». Практический результат известен, а вышеприведенная теория объясняет бесперспективность подобных усилий.
Везде, где мы сталкиваемся с ненавистью, нужно искать душевную боль ненавидящего, а логика переноса почти всегда может быть услышана в обвинениях тому, кого ненавидят. В практическом плане можно пользоваться этой цепочкой и в обратном порядке: через логику переноса выйти к причинам душевной боли ненавидящего.
Количество ненависти в мире начнет снижаться лишь тогда, когда всем, включая ненавидящих, будет очевидно, что ненависть – это грязь души ненавидящего и только он сам может и должен с нею справиться, как сказал Б-г Каину: «и ты будешь править им». А пока, единственный способ помочь человеку или обществу исцелиться от ненависти, который я нашел в Торе, — это изоляция:
бы, чтобы ничего не напоминало о необходимости стать лучше. Лучше, чтобы Эвель вообще не попадался на глаза, потому что одним своим видом он напоминает мне о моей боли. Уже просто спокойно разговаривать с ним невозможно:
скитальцем и изгнанником будешь на земле
(Бр. 4:12 )
И это не только наказание, но, главным образом, карантин для излечения.
В издании 1952 года (Нью-Йорк) глава «Учение о ненависти» отсутствует.