Как есть влияние мыслей на организм, так есть и влияние организма на мысли человека. Первое называется психосоматика, второе – соматопсихика.
Насколько мне известно, первое письменное упоминание о соматопсихике находится в Торе. Когда Моисей приходит в Египет с благородной миссией освобождения еврейского народа, фараон моментально реагирует увеличением физической нагрузки на рабов — евреев. Казалось бы, если в народе есть некоторое недовольство верховной властью, то стоило бы вначале пойти на некоторые уступки, а потом, по чуть — чуть, «закручивать гайки».
Фараон это делает сразу, объясняя своим подчиненным, что если рабский труд будет съедать все силы евреев, то мысли о свободе их посещать не будут: «Пусть тяготеет работа над этими людьми, и будут заниматься ею, – и не будут увлекаться ложными вещами» (Шмот, 5:9). И это сработало: тяжесть рабства отбила мысли о свободе! Когда Моисей вновь обращается к евреям, сказано в Торе, что «они не послушали Моше из-за малодушия и тяжелой работы» (Шмот, 6:9).
Я многие годы не мог этого понять, пока не посмотрел документальный фильм про сталинские лагеря. Фильм был выстроен из отрывков интервью с бывшими заключенными и с теми, кто их охранял. Меня поразил один отрывок, в котором, ставший позднее очень известным, актер советского кино Георгий Жженов сказал примерно следующее: «В лагере от тяжелой физической работы люди очень скоро переставали мечтать о том, чем будут заниматься, когда выйдут на свободу, о семье, о работе. Мечты становились очень близкими, досягаемыми. О чем мы мечтали? Мечтали с неопасной травмой попасть в лазарет, чтобы там выспаться. Стоя в очереди на раздачу (еды) мечтали, чтобы пайка была более полная, или считали кусочки на противне и количество человек перед собой и мечтали, чтобы кусочек попался более зажаренный».
А ведь это он говорит не только про простых людей – в то время в лагеря отправляли деятелей науки, искусства, высший офицерский состав. И эти люди в лагере быстро становились теми, кто мечтал о более зажаренном кусочке! И все это от тяжелой физической работы. Конечно, тут стоит вспомнить РаМБаМа, полагавшего, что все надживотное в человеке берет основу в животных силах организма. Это объясняет логику фараона: когда работа будет съедать все силы, вырабатываемые организмом, у человека не останется сил на надживотные интересы.
Вышесказанное верно везде и всегда. На протяжении веков развитие культуры и философии могло быть только в кругу знати, а не среди масс простого народа, все силы которого уходили на выживание. Так же и в наше время (хотя оно несравненно более сытное и благополучное): попробуйте человека, который только что вернулся с ночной смены на заводе, заинтересовать поэзией или умной мыслью.
До этого мы разбирали соматопсихику здорового человека. Сейчас давайте рассмотрим соматопсихику больного. Наши мудрецы ( חז»ל ) считали, что нужно с осторожностью относиться к духовным знаниям, исходящим от человека с физическими недостатками. Так, в книге «Зоhар» (гл. Эмор 90 б) рассказывается история про раби Эльазара и его тестя, мимо которых проходит человек с поврежденным одним глазом. Тесть предлагает раби Эльазару пригласить путника к их беседе на темы Торы в надежде услышать от того ранее неизвестные им знания. Раби Эльазар ему отвечает: «Нет, он с (физическим) недостатком, и (поэтому) не заслуживает доверия». Эти слова настолько удивили тестя, что они идут на эксперимент – они зовут к себе этого человека и задают ему вопрос общего характера: «Кто самый счастливый человек на свете?» Ответ путника убеждает обоих мудрецов в том, что перед ними не тот человек, от которого можно перенять Б-жественную мудрость. Раби Эльазар подводит итог: « Из его слов (слышно) видно, что у него нет веры, и он не заслуживает доверия. Смотри, Вс-вышний сказал: «Всякий мужчина, у которого (физический) изъян не приблизится» (Ваикра, 21) , потому что Святость, которая наверху не спускается на поврежденное место». Надо помнить, что книга Зоhар не занимается объяснением простого смысла Торы и, конкретно, эта история разъясняет нам тайный смысл запрета коэну с физическим изъяном участвовать в храмовой службе (Ваикра, 21:16 – 23). Логика Зоhара: физический изъян влечет изъян духовный, другими словами соматопсихика.
Кто – то, читая данный отрывок Торы, может заподозрить текст в «нарушении прав инвалидов». Но это не так. В правах коэн -инвалид как раз не ущемлялся, как сказано: «Имеет он право есть пищу приношений Б -гу своему, и от святая святых, и от святых» . (Ваикра, 21:22). Он освобождался только от обязанностей, возложенных на коэна, подобно тому, как юноша с определенными физическими недостатками освобождается от военной службы.
Я понимаю, что у читателя вызрел главный вопрос: является ли физический изъян приговором в духовном несовершенстве? Я считаю, что нет, и приведу три аргумента в подтверждение моей позиции:
- После исправления изъяна коэн мог быть допущен к службе в Храме. Такой ответ я получил от рава Ицхака Зильбера זצ»ל. Значит, физическое исцеление создает почву для исцеления духовного.
- Больной человек может «не позволить» своей болезни исказить его духовные настройки. Ярким примером тому явилась для меня судьба одной моей ученицы из группы волонтеров по моральной поддержке Люды Я. из Нацрат Элита. Она 21 год прожила с раком, пройдя 6 операций и огромное количество процедур. Она говорила: « Я не позволю болезни руководить мной. Я хозяйка своей жизни». Она была чистой, сильной и высокодуховной личностью. (Её болезнь была реакцией на ситуацию, которую она не могла изменить, а я по этическим причинам не могу назвать). Вывод: осознание соматопсихики может помочь человеку достичь духовного совершенства, несмотря на несовершенство физическое.
- К сожалению, правильное духовное развитие (которое опирается на гармоничное эмоциональное, душевное, т.е. развитие духовных качеств, и интеллектуальное развитие ) встречается достаточно редко и среди обладателей хорошего физического здоровья. Известная русская пословица « В здоровом теле – здоровый дух», очевидно, нуждается в массе уточнений и оговорок, и не может быть прочитана как «В здоровом теле обязательно здоровый дух». Вывод: правильное духовное развитие не может быть автоматически приписано физически здоровым людям, а требует большой работы над собой.