1. Главное качество каждого из праотцов
Авраам, Ицхак и Яков – личности не просто легендарные, но и являющиеся примерами для подражания(сознательно и не осознанно) и спустя 3700 лет. Выделив главное качество каждого из них, мы лучше поймём себя, окружающих и общество вцелом.
Мудрецы называли главным качеством Авраама – Хесед (Милосердие). Хесед – это стремление делать добро тем, кого любишь. Также верно, что любишь того, кому делаешь добро. Значит любить и делать добро – понятия взаимосвязанные. Мой учитель, рав Йоэль Шварц в виде главного качества Авраама выделил Тшува (конструктивный критический пересмотр устоявшихся норм поведения и мировоззрения). Намёк на это мы видим в первом обращении Б-га к Авраму: «Уйди с земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего»(Бр.12:1) Под словом земля следует понимать страну, а родина – это родная для человека местность внутри страны. Таким образом порядок исхода, на который указывает Б-г Аврааму, обратен порядку исхода физического, ведь сначало выходят из дому, потом выезжают из города, и лишь затем покидают страну. Духовный Исход, о котором здесь идёт речь, и есть Тшува – планомерный пересмотр на соответствие Б-жественным принципам всех стереотипов, приобретённых в стране исхода, выученных в родном городе и унаследованных в семье. По словам рава Йоэля праотцу Аврааму было гораздо тяжелее, чем Ицхаку и Якову, ведь они шли по проложенному им пути.
О связи понятий Тшува и Любовь. Любовь неизбежно приводит к Тшува, ведь любящий будет стараться исправить себя под критерии Любимого. Но, ведь Тшува может быть и из страха. Ввиду этогопридётся уточнить слова моего учителя: ведущее качество праотца Авраама – Тшува из любви.
Качеством Ицхака мудрецы называют Гвура (Мужество). На первый взгляд это вызывает удивление, ведь праотец Ицхак не демонстрирует ярких примеров мужества. Мысль мудрецов становится понятной, когда под Гвура понимаем сфиру Гвура – стремление к удержанию границ, строгому соблюдению норм. Именно этим и прославился Ицхак – хранитель традиций отца, избегающий инициативы.
Качеством Якова мудрецы называют Тиферет (Великолепие). Сфира Тиферет гармонизирует в себе Хесед и Гвура, ноэто не слишком помогает нам в построении психологического портрета Якова. В историю он вошёл как отец семьи, ставшей впоследствии народом Израиля, в котором чувство кровного родства не утрачено до сих пор. Главным качеством Якова я бы назвал ответственность за семью. Весь его жизненный путь пропитан заботой (а иногда страхом) о будущем своих потомков.
2. Мотивы поведения праотцев в «некрасивых» ситуациях подтверждают основные черты их характеров.
Аристотель как-то сказал: «Человек – животное социальное». Нормальному человеку не просто решиться на поступок, который вызовет неодобрение в его поколении или в последующих. Именно поэтому мотивы совершения подобных поступков характеризуют личность наиболее ярко.
Подчеркну, что моя цель не брость тень на великих или копаться в их белье, а кристаллизовать их характеры до архетипов.
Итак, в жизни праотца Авраама я остановлюсь на двух таких поступках: изгнание из дому наложницы с сыном и возложение на жертвенник любимого сына. Оба действия совершены по прямому слову Б-га. В случае С Агарь и ИшмаэлемТшува Авраама проявляется в том, что он отказвается от своего видения семьи в пользу Б-жественного плана на судьбы детей. Во втором случае Акедат Ицхак само является Тшувой Авраама за подписание «мирного договора» с царём Грара, согласно которому он отказывается от части Земли, которую Б-г обещал дать его потомкам в обмен на «гарантии безопасности» (см. комм. РАШБАМа).
Ицхак называет свою жену сестрой, и тем самым нарывается на неприятный разговор с Авимелехом. Почему нерешительный по своему характеру Ицхак на это пошёл? Потому, что так поступил его отец в подобной ситуации. Следует подчеркнуть, что обстоятельства Ицхака при этом значительно отличались от ситуации Авраама. Во-первых, Аврааматам никто не знал, и потому опасность была реальной, а Ицхак приходит, опираясь на авторитет отца. Во-вторых, Сара была родной сестрой Лота, внешне не отличимого от Авраама, а значит «игра в сестру» частично опиралась на путаницу Авраама с Лотом. Всё это лишь укрепляет нас в том, что главной его чертой является сохранение традиции, и ради этого он готов идти на конфликт с обществом.
В жизни праотца Якова было много ситуаций, которых он хотел бы избежать. Именно ответственность за будущее своего рода толкает его на покупку первородства, на театрализованное представление при получении отцовского благословения, на преклонение перед Эсавом при встрече, на сдерживание себя при вести об изнасиловании дочери, на бегство из Шхема, на ненаказание Рувена. Именно мыслями о сохранении и укреплении семьи проще всего объясняется логика его решений.
Итак, то, ради чего человек готов вынести осуждение других, действительно является его сутью, и это
у Авраама – Тшува из любви
у Ицхака – сохранение традиции
у Якова – ответственность за всю семью.
3. Современное израильское общество в свете модели трёх архетипов.
Теперь, когда мы договорились о терминах, очень просто проанализировать современное израильское общество. Очевидно, что харедим, декларирующие своей главной целью сохранение традиции, соответствуют архетипу Ицхака, а сионисты (национальный лагерь), берущие на себя ответственность за всю страну, — классический архетип Якова. Первые не демонстрируют своей ответственности за «весь дом Якова», вторых не сильно заботит еврейская традиция, и в обеих этих группах не проявляется архетип Авраама. Казалось бы странно, ведь слово Тшува так популярно в религиозном секторе. На самом деле обычный религиозный человек ждёт Тшува отсветских евреев ( и то в формате соблюдения шабата, кашрута и ниды). В отношении же к себе самому Тшува он воспринимает больше как борьбу с ленью и желанием купить смартфон, нежели как ежедневную проверку себя на соответствие Воле Творца. В сионистском лагере также отсутствует культура Тшува. Политические скандалы есть, смены правительства есть, признания ошибок – нет. Как не было Тшува за расстрел Альталены, так никто пока не отказался от пенсии генерала армии или депутата кнесета за изгнание из Гуш Катифа.
Наверное, вы от меня ждёте, что я сейчас назову религиозных сионистов носителями архетипа Авраама. Но, увы, нет. Увы , потому что себя я считаю тоже последователем учения рава Кука. Религиозно-сионистский лагерь представляет собой сочетание Ицхака и Якова, разделяющегося на ХАРДАЛЬ и Лайт по тяге к одному из двух этих архетипов. Архетип Авраама здесь тоже не в моде.
Вывод: нет ни культуры Тшува, ни группы, символизирующей архетип Авраама и в израильском обществе, ни в политике, ни в религиозном секторе.
4. Машиах бен Давид из колена Егуда.
Думаю, очевидно, что без усиления качества Тшува еврейский народ не сможет стать «светом для народов». Кто не исправляет себя, тот не имеет морального права исправлять других. Первосвященник в Храме начинал службу Йом Кипур с принесения жертв за себя и свою семью. Машиах «будет бить он страну бичом речей своих»(Исая,11:4), значит сначало он должен довести до совершенства себя, а это качество Авраама.
Не случайно ключевыми личностями рода Машиаха названы глава колена Егуда и царь Давид. Егуда вслух признаётсвою неправоту в отношении Тамар, царь Давид признаётся в греховном начале отношений с Бат Шевой.
Думаю, правильно причислять Машиаха к архетипу Авраама, нежели представлять себе его изначально совершенным и пришедшим лишь исправлять других. 2В месте, где Баалей Тшува (у)стоят, даже совершенные праведники не (у)стоят» (Брахот, 34(б)).Опыт исправления ошибок мудрецы оценили выше врождённой непорочности, а Машиах не может уступать в чём-то даже Баалей Тшува.
5. Жизнеспособная семья и идеальная семья.
В начале семейной жизни мы стараемся построить комфртные для себя отношения и выработать решения для стандартных семейных ситуаций (кто покупает еду, кто готовит кушать, кто выбрасывает мусор и т.п.). Редко кому удаётся построить идеальные отношения, если ты не научились им от родителей. В выборе же между идеальными неизвестными (взятыми из фантазий или из фильмов) и неидеальными известными (из семьи родителей) чаще всего интуитивно выбираются вторые ( по проторенной дорожке легче идти). Языком психологии это называется семейные программы. Следование в своей семье семейной программе родителей есть проявление архетипа Ицхака. Такое поведение чаще всего и приводит к семейным конфликтам, и даже разводам, если семейные программы обоих супругов сильно различаются. Жена, слепо копирующая поведение матери, требует от мужа такой же ответной реакции, как у её отца. При этом не берётся в расчёт ни разница между собой и мамой, ни разница между мужем и папой, ни разница между двумя этими парами в опыте решения жизненных проблем. Спасти семью в подобном случае может только то, что (минимум) один из супругов проявит в себе архетип Якова, то есть возьмёт на себя ответственность за сохранение семьи, что позволит найти компромиссное решение для каждой житейской ситуации. Эти отношения правильнее назвать привычкой, чем дюбоью, даже если они начинались с любви. Такая пара может прожить вместе долгие годы, но это не является гарантией от краха. Накопившаяся усталость «решать всё самому/самой» может привести к разводу и через 30-40 лет совместной жизни. До идеальной этой семье не хватает архетипа Авраама.
Интересно, что в Торе сказано о любви Ицхака к Ривке (Бр.24:66), Якова к Рахели (Бр.29:18), но не сказано о любви Авраама к Саре. Почему? Он сам символизирует Любовь, потому и нет надобности упоминать о ней отдельно – она проявилась во множестве ситуаций, попавших в текст. Для архетипов Ицхака и Якова это не само собой разумеющееся, потому и нужно было проговорить отдельно.
Не делает ли любовь Ицхака и Якова автоматически обладателями архетипа Авраама? Ответ: нет. Убедиться в этом легко, , рассмотрев реакцию каждого из трёх архетипов на значительные перемены в жизни. Архетип Ицхака боится перемен и боится брать на себя ответственность ( это ярко видно в поведении праотца Ицхака после получения Яковом благословения). Архетип Якова к переменам относится с опаской, обычно не являясь их инициатором. Обычно он зажат обстоятельствами, при этом быстро берёт на себя ответственность в меняющейся ситуации. Архетип Авраама с лёгкостью идёт на перемены, и некоторые из них сам инициирует. Каждая перемена связана с Тшувой, так как неизбежно влечёт пересмотр устоявшихся норм. Конечно, перемены, инициированные Авраамом, нуждаются в сохранении Ицхаком и разумном применении Яковом.
Семья, в которой можно выделить све три архетипа, идеальна, даже если её начало было не совсем (или даже совсем не) идеальным. Идеальность её не статична, а динамична, как колебания физиологических показателей в живом организме.
Осталось только коснуться темы идеальной личности. Понятно, что по своему характеру каждый из нас больше склоняется к одному из трёх архетипов. Придерживаясь идеи РАМБАМа о гармонии качеств души ( см.«Восемь глав»), идеальной личностью можно назвать ного, кто стремится к гармонии в себе архетипов Авраама, Ицхака и Якова.
P.S. Способность к творчеству, даже если она проявляется в виде перестановки мебели в квартире, является одним из проявлений архетипа Авраама в человеке.